С любезного разрешения руководства Народного музея вертолетного завода имени Николая Ильича Камова, маленькие футболисты люберецкой «Звезды» приходят на завод – слушать лекции об истории российского вертолетостроения. На этот раз черед посетить уникальное предприятие пришел для команды под управлением тренера Игната Орла.
Ребята вместе со своим наставником впервые присутствовали на предприятии-новаторе, разрабатывающем и выпускающем совершенно особенные вертолеты. У вертолетов Камова несущих винта - два, и вращаются они в противофазе. Автомат их перекоса, получивший Международный патент, как изобретение, оказавшее значительное влияние на судьбу мирового технического прогресса, позволяет управлять вертолетом без использования рулевого винта на хвосте. Оттого и хвост у камовских вертолетов – короткий. А такой вертолет – почти куцый – очень удобно помещается в ангарном отсеке боевого корабля. Поэтому 80% вертолетов морской авиации в нашей стране – камовские…
Юные спортсмены узнали, чем автожир отличается от вертолета и винтокрыла, как без компьютера построить трехмерный чертеж летающей машины, что будет, если лётчику придется покидать кабину при помощи катапульты, и что общего между лопастью воздушного винта и… человеческой рукой. Сфотографировались с уникальным «летающим мотоциклом» - самым маленьким пилотируемым соосным вертолетом «Оса», который складывается, как девчоночий велик, и может даже поместиться в крупном чемодане! Узнали, почему Камов стал лётным инженером и авиаконструктором, а не профессором медицины, как мечтал в юности. А еще отдали дань памяти выдающемуся люберчанину – лётчику Черемухину, поднявшему со скромного люберецкого аэродрома первую советскую винтокрылую машину.
- Я – взрослый человек, преподаватель, но тоже узнал здесь очень много нового, - говорит Игнат Орёл, - например, до сих пор мне трудно было представить себе вертолет, который можно в буквальном смысле слова упаковать в баул и взять с собой! Такую технику конструкторское бюро Камова делало для силовых структур – в качестве транспортного средства разведчиков и диверсантов. Но если говорить о мирном применении удивительных плодов человеческого разума, то, может быть, гибрид мотоцикла или мотороллера с вертолетом – это транспорт будущего в городах, которые не будут знать автомобильных пробок?..
А после визита на завод ребят ждали тренировки в новом ФОКе, увлекательная викторина и просмотр матча старших товарищей, ребят 2003 года рождения, против жуковского «Вымпела».
В разгар матча над полем прошел вертолет.
- А этот – милевский! – хором прокомментировали его появление малыши с трибуны, - у него несущий винт один и хвост есть!.
Серия экскурсий в музей фирмы Камова продолжается. Может быть, кто-то из ребят даже сделает выбор в пользу замечательной профессии авиаконструктора, мастерового вертолетного завода или летчика-испытателя. В конце концов, футболу это не помеха: студенческая команда МАИ тренируется на хорошем столичном поле!